Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Краснодаре
(861) 253-73-77
(861) 253-73-85
/Пн-Чт 09:00-12:30 и 14:00-18:00, Пт 09:00-12:30 и 14:00-16:45
ru
09 февраля / 2022

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Ежегодно 10 февраля в Российской Федерации празднуется День дипломатического работника, установленный Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 г.

Этот праздник новый, появившийся совсем недавно – 20 лет назад, стал своего рода признанием заслуг российской дипломатии в деле защиты и упрочения международного мира и стабильности, защиты внешнеполитических интересов России.

Дипломатическую деятельность Русского государства связывают с возникновением Посольского приказа в 1549 г., сыгравшего большую роль не только в осуществлении активной внешней политики, но и способствовавшего учреждению на Руси патриаршества, которому в 2019 г. исполнилось 430 лет.

XVI век стал для России веком формирования централизованного, самодержавного и православного царства. Это обуславливалось устройством мира того времени. Часто представители восточного христианства обращались за помощью к князю Московскому в XV в. и находили положительный отклик. Дипломатическая переписка того времени подтверждает этот факт. Так, Константинопольский патриарх, обращаясь к Ивану Грозному, писал: «во всех церквах молятся о здравии государя и называют его царём и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана, надеждою и упование всех родов христианских, которых он избавит от варварской тяготы и горькой работы, как имеющий пространное достояние и сильный благоприятный скипетр».

Религиозная основа построения взаимоотношений среди народов XVI в. обеспечила тесное взаимодействие с государственными институтами, церковь участвовала в объединительной политике московских князей.

Патриарший статус Московского митрополита являлся важным стратегическим решением для защиты национальных интересов и широкого круга проблем, среди которых было возвращение западнорусских земель, воссоединение с  Украиной и Белоруссией, а также весомым аргументом в споре с Великим княжеством Литовским за право объединения бывшей Киевской митрополии. Ставилась задача дать решительный отпор попыткам римского престола с помощью поляков включить в сферу своего влияния ряд православных епархий и остановить проникновение на Восток латинства и западных ересей.

В период средневековья Русь испытывала интенсивное зарубежное влияние на свои внутренние дела. Это было связано с нежеланием признавать автокефалию Русской церкви и право самостоятельно избирать своего главу Константинопольским патриархом и Римским Папой, стремящихся навязывать своего, нередко латинствующего митрополита. Поэтому России было важно добиться для патриарха статуса, сопоставимого с Константинопольским.

    Устройство и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70-м гг. XVII в. Его отделы, или управления, именовавшиеся повытьями, назывались по фамилиям их начальников-подьячих,     впоследствии по номерам - первое, второе, третье, четвертое. В 80-х гг. XVII в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, распределение дел по отдельным повытьям стало приобретать региональный характер.

С приходом к власти Петра I утверждается концепция дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя. Пётр I радикально реформирует государственную власть, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, переходит на принципы господствующей в то время в Европе концепции дипломатической системы. В России устанавливается «Симфония власти».

После вступления в Северную войну, Посольский приказ был преобразован в особую дипломатическую канцелярию – Посольскую походную канцелярию. Царь, находившийся в походе брал под свой контроль все внешнеполитические дела. Окончательная структура Коллегии иностранных дел России утвердилась только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел».

В эпоху правления Петра I произошли значительные перемены в международном положении Российской империи (с 1721 г.). Её утверждение в качестве великой державы сопровождалось расширением сети постоянных дипломатических представительств в ведущих государствах мира.

Во второй половине XVIII в. в Европе всё более отчётливо проявлялось стремление монархов к единоличному правлению. В период правления Екатерины II укрепление абсолютизма привело к ломке многих структур государственных институтов, ликвидации ряда коллегий. Однако, стремясь поднять свой статус и авторитет до европейского уровня, Екатерина II укрепила позиции Коллегии иностранных дел, число служащих которой достигло 230 человек.

После присоединения в 1783 г. Крыма к России было положено начало институту консульств. В Средиземноморье и во многих странах Европы появилась развитая сеть российских генеральных консульств, консульств и вице-консульств. Их возглавляли наиболее, квалифицированные и высокопоставленные дипломаты Коллегии иностранных дел.

В этот период внешнеполитический курс страны был направлен на укрепление Российской империи на юге. В результате двух войн и дипломатической борьбы Россия вышла к Чёрному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через проливы Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам.

Одним из самых значимых событий в истории российской дипломатии стало создание Министерства иностранных дел (МИД). Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 г. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 г.

Структура МИД стала шире, чем Коллегии. В министерстве появились новые департаменты и подразделения. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.

В 1839 г. в штате центрального аппарата МИД насчитывалось 535 человек. В 1868 г. Александр Горчаков – министр иностранных дел Российской империи реформировал министерство, сократив персонал в Петербурге до 134 человек. Под его руководством министерство было освобождено от ряда несвойственных ему функций цензуры политических публикаций, управления окраинами империи и церемониальными делами.

К этому времени в состав России вошли многие народы Восточной Европы, Кавказа, Средней и Центральной Азии. Россия укрепила свои позиции в Причерноморье, состоялось присоединение Крыма. Был завершен процесс воссоединения Украины и Белоруссии с Россией. Важные перспективные направления сформировались в Азии: движение как на Восток (тихоокеанские исследовательские и промысловые экспедиции, основание Русской Америки), так и на Средиземноморье. В Закавказье по Георгиевскому трактату 1783 г. царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II признал покровительство и верховную власть России.

XIX в. ознаменовался приходом к власти во Франции Наполеона, что стало новым вызовом для российской дипломатии. Главной задачей того времени стало создание антифранцузской коалиции и сокрушение Бонапарта. Победа в Отечественной войне 1812 г. сопровождалась освобождением многих европейских стран и послужила надёжным плацдармом для укрепления международного веса России. Итог длительному периоду европейских войн подвел Венский конгресс (1814-1815 гг.), заложивший основы новой, «Венской системы» международных отношений, ведущую роль в которой, благодаря своим военным и дипломатическим успехам, играла наша страна.

В XIX в. Россия продолжила активно поддерживать права христианских народов Османской империи и расширяла своё политическое влияние на Балканах, помогая создать национальные государства.

Успешная дипломатическая деятельность нашей страны позволила к 1914 г. сотрудничать и иметь дипломатические отношения с 47 странами и открыть более 200 представительств за пределами империи.

Первая мировая война оказала большое влияние на развитие ведомства. Его аппарат приобрёл большую гибкость, закрепил приоритет политических отделов, чётко разграничил полномочия отдельных подразделений и повысил эффективность дипломатической службы и дипломатии России в целом.

После Октябрьской революции 1917 г. на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е гг. огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики. Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на её полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения.

В 1924 г. началась "полоса признания" СССР – были установлены дипотношения с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Японией, Китаем, Мексикой. Развивались отношения со странами Востока. В 1921-1927 гг. были заключены договоры с Афганистаном, Турцией, Ираном и др.

Вторая мировая война запустила механизм перестраивания мирового устройства. Усилия дипломатов были сосредоточены на отстаивании интересов государства во всех основополагающих межсоюзнических документах. Главной задачей ведомства стало укрепление и наращивание сил антигитлеровской коалиции.

Большая заслуга советской дипломатии состоит в налаживании добрососедских отношений с освобождёнными государствами Европы, восстановлении мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в активном участии в создании Организации Объединенных Наций (ООН). Значительно увеличилось количество стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения – с 28 в 1941 г. до 41 в мае 1945 г.

В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. Основная структура МИД оставалась неизменной. С февраля 1957 г. по июль 1985 г. ведомством управлял видный советский дипломат А.А. Громыко. Благодаря усилиям советской дипломатии удалось удержать мир от катастрофы – ядерной войны. Главным направлением внешней политики СССР того времени являлось предотвращение прямых военных конфликтов, ограничение гонки вооружений. При содействии МИД СССР были подготовлены, а затем подписаны советско-американские договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963), о нераспространении ядерного оружия (1968), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО; 1972) и ограничении стратегических вооружений (ОСВ-I, 1972; ОСВ-II, 1979) и другие. В 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В ноябре 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

После распада Советского Союза МВС СССР прекратило свою деятельность как орган государственного управления. Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое в разные периоды возглавляли Е.М.Примаков, И.С.Иванов и С.В.Лавров (с 9 марта 2004 г. по настоящее время).

В своей работе министерство придерживается «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом России 13 ноября 2016 г. В соответствии с ней, российская внешняя политика направлена на решение основополагающих задач, в частности: на обеспечение национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности страны, создание благоприятных условий для устойчивого роста экономики, укрепление международного мира и стабильности, упрочение всеобщей безопасности, повышение роли ООН, развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами. Неизменными остаются ключевые принципы внешней политики России: независимость, открытость, предсказуемость, прагматизм, многовекторность, нацеленность на отстаивание национальных интересов.

Сегодня отечественная дипслужба предпринимает серьёзные усилия по формированию надёжных, юридически обязывающих гарантий безопасности России. Энергично трудится над продвижением евразийской интеграции, укреплением позиции в ООН и других крупных международных организациях.

Дипломатия, основанная на таких принципах как укрепление мира, решение глобальных и региональных проблем и развитие дружественных отношений со всеми странами всегда была и остаётся главной чертой российских дипломатов. Высокие профессиональные качества, патриотизм и талант служащих МИД способствует позиционированию России на мировой арене как справедливого, верного партнёра и способствует её дальнейшему процветанию и стабильному развитию.

В День дипломатического работника в МИД России традиционно проходит торжественное собрание, в ходе которого с приветственным словом выступает Министр, представители других федеральных государственных структур. Отмечаются наградами сотрудники дипломатической службы, ветераны. Возлагаются цветы к памятной доске в здании Министерства с именами наших коллег, павших на фронтах Великой Отечественной войны, а также к памятным доскам дипломатов, погибших при исполнении служебного долга и в годы сталинских репрессий. Цветы приносят к местам захоронений видных российских дипломатов в России и за рубежом. Аналогичные церемонии, собрания, праздничные программы, протокольные мероприятия организовываются посольствами и консульствами России за границей и представительствами МИД  РФ  в субъектах Российской Федерации.